Лихолетье

Произошедшая в 1917 году революция разрушила многие основания жизни народа, в том числе и духовные. Люди, пришедшие к власти, были атеистами и это привело к катастрофическим последствиям. Архиепископ Лука (Войно-Ясенский) говорил: «О Мать моя, поруганная, презираемая Мать, Святая Церковь Христова! Ты сияла светом правды и любви, а ныне что с тобой? Тысячи и тысячи храмов твоих по всему лицу земли Русской разрушены и уничтожены, а другие осквернены, а другие обращены в овощные хранилища, заселены неверующими, и только немногие сохранились. На местах прекрасных кафедральных соборов — гладко вымощенные пустые площадки или театры и кинематографы. О Мать моя, Святая Церковь! Кто повинен в твоем поругании? Только ли строители новой жизни, церкви земного царства, равенства, социальной справедливости и изобилия плодов земных? Нет, должны мы сказать с горькими слезами, не они одни, а сам народ. Какими слезами оплатит народ наш, забывший дорогу в храм Божий?»

Вместе с разрушением храмов разрушались и человеческие души, что особенно сильно проявлялось во всеобъемлющей атмосфере нетерпимости, ненависти, повсеместно распространенных притеснениях людей иных убеждений и их уничтожении.

В книге священника Михаила Польского «Красный террор в годы гражданской войны» сказано: «Священник хутора Полайко (Танайки), Черноморской губернии, Иоанн Малахов и жена его Анна Малахова, 3 августа 1918 года были приведены красноармейцами в станицу Мингрельскую, Кубанской области, и после издевательств и надругательств над обоими, особенно над матушкой, расстреляны.»

Благодаря поисковой работе, которую ведет Комиссия по канонизации святых Екатеринодарской епархии Русской Православной Церкви, стало известно содержание документа, на который ссылался в своей книге о. Михаил. Рапорт священника Федора Делавериди Кубанскому епископу от 24 августа 1918 г. гласит следующее: «Причт Мингрельской церкви Кубанской епископии долг имеет доложить Вашему Преосвященству что 3 августа с.г. в ст. Мингрельскую был приведен арестованный священник хутора Папайки Черноморской губ с женой отец Иоанн и Анна Малаховы, которые после издевательств и надругательств в особенности над матушкой приняли мученический венец были расстреляны большевиками на берегу реки Кубань возле селения Федоровского. Труп священника найден и погребен надлежащим образом причтом села Федоровского на их общем кладбище. О трупе матушки пока у причта сведений нет никаких»…

Церковь была разобрана по доскам. Доски со следами росписи использовали на постройку хлева, забора. В колхозных мастерских стоял верстак, собранный из этих досок, а иконами мостили улицы и силой заставляли народ ходить по ним: ставили часовых с винтовками и под угрозами заставляли наступать на иконы. Некоторые делали это, но в основном богобоязненный народ старался не ходить этим местом, а пытался обойти подальше, вокруг, только бы не надругаться над святыней. Некоторые по ночам забирали иконы, уносили их домой и прятали.

В станичном музее хранится фотография с погребения Евдокии Белоконевой. По этой фотографии можно сделать вывод, что по крайней мере до 7 июня 1932 г. храм еще существовал и службы совершались.

ScannedImage-27-2opt
Последняя фотография около храма. 7 июня 1932 г.

Наступили годы, когда страшная атмосфера общего отречения, измены, лжи, ненависти, огромный масштаб духовной и исторической катастрофы  миллионов людей, плененных ложью и вовлеченных в расправу над Христовой Церковью, над своей страной, — все это повергало в уныние и отчаяние, порождало ощущение безнадежности, оставленности, страха. Зло в его сущности нельзя победить злом, как огонь нельзя потушить огнем. Только крестная Христова любовь способна победить зло и вырвать у него уже погибающую, ослепленную и озлобленную человеческую душу. Были и те, кто всегда оставался верен Христу и Церкви. Они не переставали молиться, прося о заступлении, помощи, вразумлении, научении, тайком крестили своих детей, соблюдали посты, вопреки препятствиям пытались отмечать церковные праздники. Над умершими читали псалтырь и пели молитвы. Из поколения в поколение передавались церковные книги и церковные реликвии.

В музее есть и фотография с погребения, на которой уже не видно храма, нет и духовенства, но видны предметы церковной утвари: запрестольный крест и фонарь. По всей видимости, люди, оставшись без храма и без священника, приносили на похороны сохранявшиеся у них дома храмовые принадлежности, читали псалтирь, чтобы сохранить хотя бы подобие церковного отпевания.

ScannedImage-26-2opt
Похороны после 1932 г.

Подробнее об исторических событиях послереволюционного периода истории нашей станицы можно прочитать в статье «КРАСНЫЙ ТЕРРОР В СТАНИЦЕ МИНГРЕЛЬСКОЙ»

Как следствие попрания основ бытия народа наступило время испытаний и лишений. Началась Великая Отечественная Война. То, в каком состоянии в эту войну вступала наша страна отмечено митрополитом Илларионом (Алфеевым):

«Естественно, что при античеловеческой, антинародной политике страна была обескровлена и не способна к сопротивлению. Я думаю, что главная проблема этих людей заключалась в том, что они жили с идеологией, построенной не на реальном знании человеческой психологии, человеческой души, а на каких-то фантомах, идеологемах. Они вообразили, что можно разрушить Церковь и при этом сохранить у людей патриотический дух. Но как это возможно?! Поэтому, вполне естественно, что страна вступила в войну крайне ослабленной. Миллионы людей находились в лагерях, миллионы были расстреляны и уничтожены. Армия была обескровлена, вся ее верхушка – репрессирована. Это чудо Божие, что мы в конечном итоге выиграли войну. Но мы выиграли ценой колоссальных человеческих потерь и благодаря подвигу нашего народа.»

Еще более исчерпывающе о причинах и следствиях войны говорит Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века. Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших, как то было не единожды в истории рода человеческого. И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны — это и есть религиозное понимание.
Конечно, у войны были и свои, человеческие причины — злая, безумная воля определенного круга людей. Но ведь и та злая воля была затем проведена через горнило искупления. Пред Богом не исчезает ни одно слово, ни одно дело; и Бог восстанавливает справедливость не только после нашей смерти и не только на Страшном суде. Бог нередко восстанавливает справедливость и в течение жизни одного поколения.
Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа. Мы победили самого страшного врага, которого никто не мог победить, и этой победой Бог словно говорит нам: «Вы можете. Не грешите. Не склоняйте свою голову перед грехом. Живите по Моей правде, и вы все сможете».
Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружен, превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо.
Мы храним в памяти эти события, потому что они действительно изменили мир — в том смысле, что не допустили, чтобы историческая Русь, Россия, Советский Союз, как мы называли нашу страну в то время, рухнул и вместе с ним рухнула вся эта мощная православная, хотя и многонациональная, но с православным большинством цивилизация, построенная — хоть это и покажется кому-то странным — на нравственных принципах, заложенных в Евангелии. И хотя в советское время в Бога не верили, от принципов от этих не отказывались.»

Время Великой Отечественной Войны ознаменовано временным ослаблением гонений на Церковь и как следствие повсеместным открытием ликвидированных безбожниками приходов. В нашей станице также была открыта церковь, разместилась она в помещении клуба.

После войны службу правили в доме Руденко (ул. Горького). Но и там людям не было покоя, старики говорят: «Всех разогнали», после этого службу стали править в доме Бублика (на территории бывшего к/з «Кирова»). Потом приход на многие годы перестал существовать. Верующие посещали церковь ст. Холмской или Абинской.

Однако наступило время полноценного возрождения духовной жизни народа, важнейшей составляющей которого является храм. Станичный приход стал одним из первых, воссозданных на Кубани в наше время…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.