История храмовых святынь

Напрестольный крест Свято-Димитриевского храма. (Возвращен в храм 20.01.2007г.)

IMG_2631-3

20 января 2007 года был возвращен напрестольный крест, с которым совершали службу батюшки еще в разрушенной церкви, и который хранил всю жизнь уроженец станицы Макаренко Дмитрий Сергеевич.

Храмовая икона Вмч. Димитрия Солунского. (Возвращена в храм 12.07.2010 г.)

Hramovaja-ikona-vmch-Dimitryja-Solunskogo_(1) (1)
Описание образа
Икона имеет размеры киота: 87х75 см, толщина – 15 см. Сама икона — 56х35 см. Написана на дереве, красками. Оклад украшен богатым растительно-цветочным орнаментом из золочёной фольги. На ней изображён во весь рост молодой воин с просветлённым ликом, с непокрытой головой с копьём в руках, бардовый плащ окутывает его, волной опускаясь на землю, создавая певучий и мягкий ритмический силуэт. В левом верхнем углу на облаке изображён Господь, благословляющий воина. Икона написана сияющими красками, эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное – всё это вызывает у зрителя ощущение какой-то внутренней лёгкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает особое чувство гармонии. Свет будто льётся изнутри иконы к нам, «выталкивая» вперёд фигуру Димитрия Солунского. На иконе мы видим святого, достигшего мира в душе, и именно с этим связаны красота и гармония его образа. Отсюда следует и его статичность – свидетельство победы над внутренним хаосом в человеке. Особенностью данной иконы является вытянутость пропорций. Эта вытянутость, аристократичность не случайна. Она подчёркивает достоинство святого. «Вы род царственный, род священный», — невольно вспоминаются слова апостола Павла о христианах. Святой совершенно свободен, ибо мир уже не имеет над ним власти, он всецело служит только добру. Взгляд скользит по складкам бордового плаща с нежно-розовыми переливами и линиями фигуры снизу вверх. Ничто его не останавливает – мягко пластичная ритмика складок одежды на иконе передаёт внутренний покой святого. Там, внизу, у ног ещё видна земля, какие-то неясные очертания, растворяющиеся в воздухе, но вся фигура устремлена ввысь. Эту устремлённость иконописец подчеркнул высотой копья и положением поднятой левой руки, держащей его. Правую руку с крестом святой приложил к груди, как бы желая явить свой внутренний мир, свою невидимую душу, в которую неприметным образом пришло царствование Божие. А там, где есть Царство, нет анархии, так как «Бы не есть Бог неустройства, но мира». Это земная жизнь – арена борьбы добра и зла, света и тьмы, хаоса и порядка. А перед нами итог этой борьбы. Здесь всё свет. Фигура Димитрия Солунского занимает центральную часть, но всего где-то 1/3 от ширины иконы; что даёт ощущение бесконечности пространства. Перед нами будто распахивается иной мир. Нежно-голубой с белыми полосами цвет на иконе делает этот мир неизмеримым и огромным. Мы будто чувствуем, как он открывается перед нами во всей своей необъятности, мы будто приоткрываем завесу вечности. И это зов в горний мир, зов к молитве. Величавость простых форм иконы будто требует, с одной стороны, поклонения, с другой – гарантирует защиту. Нежный, чётко выписанный лик Димитрия Солунского, яркие краски одежды (зелёный, синий, голубой, бордовый с нежно-розовыми переливами), богатый оклад, изготовленный из ажурной золочёной фольги, деревянный киот – всё подтверждает, что икона создана старыми мастерами Кубани. И ещё одна особенность киота – деревянная перемычка (на нашей фотографии этого не видно, потому что снято стекло).
Исторический путь образа
Проявив невиданное трудолюбие, наши предки смогли так обустроить нашу станицу, что она была одной из самых богатых Закубанского края. В нашей станице была построена самая красивая церковь во имя Святого Димитрия Солунского с богатейшим иконостасом, но в 30-е годы, как и везде в нашей стране, храм подвергся поруганию. Он был разорён. Иконы выбрасывали в грязь на улицы, по воспоминаниям Бублик Анны Игнатьевны и Бублик Анастасии Пантелеевны, мы впервые узнали, что силой заставляли народ ходить по ним: ставили часовых с винтовками и под угрозами заставляли наступать на иконы. Некоторые делали это, но в основном богобоязненный народ старался не ходить этим местом, а пытался обойти подальше, вокруг, только бы не надругаться над святыней. Кто посмелее ночами забирали иконы, уносили их домой, ставили в святой угол, а иногда, боясь доносов, прятали. Так была спасена храмовая икона Димитрия Солунского. К сожалению, не удалось установить фамилию того, кто её спас. Икона «Димитрий Солунский» вернулась в храм ст.Мингрельской 12 июля 2010 г. Её вернула Татьяна Иващенко. В 30-е годы при разорении церкви кто-то из  жителей спас храмовую икону. Так самая главная икона попала в семью сестёр Варвары и Александры (Фамилии не установлены). После их смерти, она перешла к соседям, к родителям Мелешко Михаила. Он и подарил эту икону своей крестнице Татьяне на день рождения, как крёстный отец. В семье Иващенко икона пробыла 20 лет. После призыва отца Александра Облаухова вернуть иконы, спасённые в своё время из храма ст.Мингрельской, Татьяна Иващенко пригласила батюшку осмотреть икону и, узнав, что это самая главная храмовая икона, вернула её в церковь.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы. (Возвращена в храм 04.09.2008 г.)

IMG_1904-3
Описание образа
Икона «Покрова Пресвятой Богородицы», написанная в лучших традициях русской иконографии, заключена в деревянный киот, высота его-88 +17 см. (верхняя фигурная часть), ширина-71 см., толщина-15 см. Сама икона имеет высоту 60 см., а ширину 46см. По установившейся традиции икона написана на деревянной доске.
Краски сохранились, хотя кое-где немного потемнели от времени. Реставрации иконы не было. Икона выполнена необыкновенным образом: красками написан свод, в котором изображена Царица Небесная, а также лица и руки действующих лиц. Одежда всех изображенных на иконе выполнена в технике аппликации из цветной замши, украшенной бисером, бусами разных размеров, камешками разных цветов. Образы выделяются яркостью красок, богатством, изяществом оформления.
Центральное место вверху иконы занимает Пресвятая Богородица. Её темно-бежевая риза украшена 16 крупными бусами серебряного цвета, а омофор из толстой золотой фольги расшит множеством желтого и красного бисера.
В нижней части иконы изображен диакон Роман Сладкопевец (происходил из города Эмеса в Сирии, был молод и неграмотен, написал множество песнопений, которые и сейчас поются в Церкви). Его риза выполнена в технике аппликации из темно-бежевой замши, украшенной 13 крупными бусами стального цвета, 4 золотыми бусами среднего размера и 4 зелеными бусами продолговатой формы, а также большим количеством белого бисера.
Справа от диакона Романа Сладкопевца на переднем плане расположен Епифаний. На нем светло-бежевая риза, расшитая 10 крупными серебряными бусами и множеством бисера.
Позади Епифания — Св. Андрей в темно-бежевой ризе, украшенной 8 крупными бусами стального цвета, 6 аппликациями в виде цветов из белого бисера.
Лев VI Мудрый и его жена Зоя изображены слева от Романа Сладкопевца. Они предстают перед нами в виде единого целого. Князь в красной мантии, расшитой 15 бусинами продолговатой формы, а зеленый фон центральной части его одежды покрыт большим количеством прозрачного желтого бисера. На княгине Зое виден лишь омофор, который, спускаясь, охватывает воротник князя. Он расшит 15 крупными бусинами стального цвета.
Нимбы (символ святости) выполнены из толстой фольги и жести.
Выпуклый басменный (самый тонкий и маловесный, обыкновенно с тиснением или штамповкой) оклад украшен изящным растительно-цветочным орнаментом из золоченой фольги в виде 7 больших объемных цветов, между которыми находятся небольшие цветы и листья, выполненные из цветной замши и шерсти.
Исторический путь образа
В результате произошедшей в 1917 году революции миллионы людей были пленены ложью и вовлечёны в сатаническую расправу над Христовой Церковью, над своим народом, над своей страной. Коснулось это и храма нашей станицы. Церковь была разобрана. Иконы использовали на постройку хлева, забора. В колхозных мастерских стоял верстак, собранный из этих досок, а иконами мостили улицы и клали через канавы, чтобы переходить по ним, как по мостику. Но были и те, кто всегда оставался верен Христу и Церкви. Когда разоряли станичный храм, то некоторые жители всячески пытались спасти православные святыни. Так, Иващенко Никифор Алексеевич унес часть икон из храма и спрятал их в своем доме.
Началась Великая Отечественная Война. Наша станица была оккупирована 1943 году. В дом к Иващенко Марии Григорьевне, муж которой (Иващенко Никифор Алексеевич) воевал на Украинском фонте в мотопехоте, были поставлены на постой румыны, выступавшие на стороне Гитлеровской Германии. Так как они являлись православными, то обратили внимание на прекрасную икону Покрова Пресвятой Богородицы, но, понимая, что отнять такую святыню – грех, стали просить отдать им икону и обещали за неё в это голодное время мешок зерна. Мария Григорьевна, бедствовавшая, как и все жители в то время, обратилась к совести солдат и объяснила им, что это та икона, перед которой она молится о спасении своего мужа-солдата, и если она отдаст её, то муж погибнет. Оценив чувства русской женщины, враги не посмели отобрать икону. Видимо, молитвы перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы были не напрасны: её муж был тяжело ранен в боях под Белой Церковью, но, став инвалидом, все же вернулся домой живым.
Они прожили долгую счастливую жизнь, после их смерти свято почитаемая икона перешла к дочери Екатерине Никифоровне Иващенко (в замужестве Петриченко), проживающей в Краснодаре. Когда дочь Екатерины Никифоровны (Наталья Борисовна) выходила замуж в Волгоград, то мать этой иконой благословила её. Икона находилась в доме молодых несколько лет, но однажды без видимых причин стекло лопнуло на мелкие части и выпало. После того, как было вставлено новое стекло, произошло то же самое. Тогда Наталья Борисовна посоветовалась со священником, и он, осмотрев икону, сообщил Наталье Борисовне, что это не домовая икона. Он посоветовал вернуть её в храм, которому она принадлежала. Наталья Борисовна принесла икону в храм города Волгограда отцу Владимиру Олесенко, рассказав, что икона была в свое время спасена от уничтожения в станице Мингрельской Абинского района Краснодарского края. Отец Владимир привез икону благочинному Горячеключевского района Екатеринодарской епархии протоиерею Михаилу Спицину (ныне покойному). Тот в свою очередь передал её своему сыну — протоиерею Алексею Спицыну — настоятелю храма станицы Ильской, откуда наконец 04 сентября 2008 года икона Покрова Пресвятой Богородицы вернулась в наш возродившийся храм. Это было одно из замечательных событий в жизни нашего прихода. Когда данная икона была возвращена в храм, то пришедшая на литургию прихожанка – Орел Анастасия Дмитриевна воскликнула: «Господи, у этой иконы я с мамой еще девочкой молилась в старой церкви!».

В 2009 году весной икона «Покрова Пресвятой Богородицы» была представлена на Всероссийскую выставку «В начале было слово…» как одна из святынь Абинского района.

Примечание: 10.09.2021 в раздел «Вопрос священнику» поступила важная информация, касающаяся истории иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Воспроизводим здесь данную переписку.
Антонина: Добрый день. В Истории возвращения Иконы Покрова Богородицы в храм есть неточности. Я правнучка Иващенко Никофора Алексеевича, в чьем доме хранилась эта икона во время ВОВ. Меня зовут Антонина. Моя бабушка Екатерина Никифоровна Иващенко (в замужестве Петриченко). Икону из разрушенного дома Никифора Алексеевича в 90х годах забрала моя мама, дочь Екатерины Никифоровны Иващенко и Бориса Петровича Петриченко. Ее зовут Наталия Борисовна Петриченко ( в замужестве Костюк). Это она жила в Краснодаре. А замуж в Волгоград выходила ее старшая дочь и моя сестра Екатерина Борисовна Костюк (сейчас в замужестве Наумова). Вот она и вернула икону в храм. Спасибо
stdimitryhram: Уважаемая Антонина! Сердечно благодарю Вас за ценные сведения. Первоначальное историческое исследование, проведенное учениками нашей станичной школы естественно может содержать неточности и очень важно, что Вы откликнулись и поделились информацией. Ваше пояснение мы внесем в текст, размещенный на сайте.
Но самое главное, что исторический путь иконы Покрова Пресвятой Богородицы завершился в храме, где она, как и прежде, служит людям, приходящим помолиться Царице Небесной!

Лампада.

DSC01148сжат2

По рассказам прихожан храма являлась напрестольной лампадой в разрушенном храме. Верхняя часть лампады (стаканчик) была утрачена и воссоздана в наше время по современным образцам подобных лампад, являющимися копиями старинных.

Икона Божией Матери "Праворучица"

Икона-Б.М.-Праворучица

09 июля 2010 г. жительница п. Ахтырского Любовь Танчук, уроженица станицы Мингрельской, передала приходу храмовую икону Божией Матери «Праворучица». Эту икону после разорения храма в годы лихолетья благоговейно сохранила ее мать, Анастасия, душой глубоко привязанная к этой святыне, ставшей ее келейной иконой, перед которой она совершала свои каждодневные молитвы, но помнившая о происхождении этого образа и завещавшая после своей кончины вернуть икону в храм. Ее воля и была исполнена дочерью, которую мать воспитала также в православной вере и особенно благоговейном отношении к данному образу Божией Матери.

Икона Божией Матери "Иверская"

Икона-Б.М.-Иверская

Принесена прихожанкой храма Любовью Шляховой, которая долгое время хранила у себя спасенный от поругания образ.

Крест с ограды храма

IMG_0554сжат

В 90-х годах ХХ века был найден в станице вросшим в дерево. Размещался  в прежние времена на ограде старого храма. К этому событию настоятелем храма иереем Вячеславом Батуриным была сделана замечательная запись следующего содержания:

«Сей Святой Крест, некогда принадлежавший разрушенному безбожниками храму ст. Мингрельской, милостью Божией был обретен спустя 65 лет после данного злодеяния, на посрамление врага рода человеческого и в подтверждение обетования Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ея…»»

Икона святого великомученика Георгия Победоносца

Вмч.Георгий

По рассказам прихожанки храма Лидии Моисеенко эта икона принадлежала разрушенному храму. Самой Лидии в свою очередь об этом рассказывала ее мама. Эту икону принесла в церковь Вера Григорьевна Кубрак. По словам прихожанки храма Журавко Марии Ивановны у этой иконы любил молиться наш последний казачий священник Андрей Пашин.

Святыни, возвращенные в храм, это и напрестольный крест, и икона Покрова Пресвятой Богородицы, и образа Праворучицы и Иверской Божией Матери и конечно же главная святыня храма – икона великомученика Димитрия Солунского – это безусловно Богом данное чудо пусть маленькому, бедному, но отнюдь не забытому Им приходу, тем людям, которым Он говорит: «Не бойся малое стадо» и эти проходящие перед нашим взором исторические события – есть явление Его любви и дар Божий нам в укрепление нашей веры, в предании себя всемогущему Промыслу Божию, в надежде на то, что Господь, Матерь Божия и великомученик Димитрий не оставляют и не оставят нас в эти смутные времена.

А мы, в свою очередь, в благодарность Богу и нашему святому покровителю начинаем созидать для наших святынь достойное место пребывания.


 

Выражаем нашу признательность

Ученицам МОУ СОШ №6 ст.Мингрельской Левченко Виктории Валерьевне, Ротко Нелли Владимировне, а также их научному руководителю Нессоновой Наталье Ивановне за их научно-исследовательские работы «Наследие предков» и «Возвращенная Святыня», послужившие основой для данной статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.